• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

16 и 17 декабря 2023 года

Подробнее

Масловский Сергей Иванович, психотерапевт,

Президент Союза «ПКП»,

Москва (Россия)

О деструктивных моделях поведения матери, оказывающих влияние на полоролевую идентификацию сына

Согласно статистическим данным, распространенность лиц с нарушением полоролевой идентификации в России составляет 1/55000 человек. По гендерному признаку генетических мужчин с нарушением полоролевой идентификации в восемь раз больше, чем генетических женщин. Каждый год растет количество семей, состоящих из матери и одного ребенка. К сожалению, фраза «родила ребенка для себя», у многих на слуху. Поскольку семья служит источником половой идентификации, рассмотрим те трудности, которые могут возникнуть при воспитании сына у мамы-одиночки или в полной семье, но в которой наличествуют межличностные конфликты, опираясь на примеры из практики психологического консультирования.

Саша, 8 лет. Запрос при обращении: при наступлении учебного процесса у него ухудшается самочувствие, страдает частыми простудными заболеваниями; в школе является объектом насмешек, друзей среди мальчиков нет.

Анализ семейной ситуации. Отец покинул семью, когда Саше было 2 года 3 месяца. Мама, испытывая обиду, запрещает ему принимать участие в воспитании сына.

Причина неспособности Саши самоутвердиться в коллективе сверстников заключается в том, что «если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5-6 лет, то сын впоследствии часто оказывается зависимым от своих сверстников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи» [2, с.78]. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом. Поскольку первичной была идентификация с матерью (фемининная), в данном случае налицо нарушение поведенческого аспекта полоролевой идентификации (усвоения типичной для мужского пола модели поведения), основу которой составляет подражание отцу в напористости, уверенности, ответственности, деловитости и т.п. У Саши, воспитанием которого занимается только мама, подавляющая его своим авторитетом, наблюдается развитие «женских» черт характера: зависимость, излишняя мягкость, пассивность и т.п.

Формы работы психолога. С мамой: проводилось индивидуальное консультирование по проработке формы психологической защиты «проекция», чувства обиды, рассматривались возможности и способы привлечения отца к воспитанию. С отцом: индивидуальное консультирование с целью объяснения необходимости участия отца в воспитании, обучения техникам полоролевой идентификации сына. Групповая терапия матери и отца с целью переориентации их установок с учетом потребностей Саши. В присутствии психолога родители смогли обсудить проблемы, возникшие у сына, была выработана тактика общения с ним. Цель - изменить первоначальную, фемининную идентификацию, на мужскую.

Петя, 4 года. Запрос при обращении: отказ спать в детском саду во время «тихого часа», требование от воспитателя детского сада, чтобы ложилась вместе с ним; конфликты с детьми в ДОУ и на улице, инициатором которого является Петя; требует, чтобы на него не смотрели, когда он раздет.

Анализ семейной ситуации. Семья полная - мама и папа. Проживают в однокомнатной квартире. В последнее время в семье участились конфликты между супругами, после которого мама ложится спать в кровать сына.

Причина отказа Пети спать одному обусловлен привычкой засыпать вместе с мамой, сопровождаемый ощущением комфорта и безопасности. Подобное поведение мамы продиктовано ее эгоцентрическим поведением, формирующим у сына инфантильность личности. 4-х летний возраст является кризисным периодом половозрастной идентификации, тесно связанным с формированием образа «Я». Если мама продолжит спать с сыном, это может привести к нарушению половозрастной идентификации мальчика в дальнейшем.

Причина конфликтов с детьми в ДОУ и на улице является отражением модели семейных взаимоотношений, т.к. дети, подражая поведению референтных лиц (в этом возрасте родителей), «отзеркаливают» их модели поведения.

Требование Пети, чтобы на него не смотрели, когда он раздет - этот паттерн поведения соответствует нормальному психосексуальному развитию 4-х летнего ребенка.

Формы работы психолога. С мамой: в ходе индивидуального консультирования было разъяснено, что в данном возрасте сын должен привыкнуть спать один. С папой: индивидуальное консультирование с целью выработки тактики общения с сыном, формирования у него «мужского» поведения. Совместно с родителями проводились: консультирование по повышению уровня когнитивной осведомленности о половозрастной идентификации ребенка, влиянии родительских отношений на формирование личности; тренинги по улучшению рефлексии взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; тренинги по чувственной коммуникации (овладение умениями активного слушания, выражения чувств, практического использования принципа «оба правы» в семейном общении).

 Костя, 9 лет. Запрос при обращении: агрессивность, озлобенность, проявляемые в отношении с мамой; трудность установления взаимоотношений со сверстниками.

Анализ семейной ситуации. До 3-х лет Костя жил с бабушкой в деревне, затем мама забрала его в Москву. Воспитывает сына одна, мать-одиночка. Об отце никогда сыну ничего не рассказывала, хотя он интересовался. Стиль воспитания – гиперопека. Живут в комнате в коммунальной квартире. Спят на 2-х ярусной кровати - мама на первом ярусе, сын на втором.

Причина агрессии Кости в отношении матери заключается в ее доминировании и подавлении всех попыток сына проявлять самостоятельность и независимость. Противоречивость половой роли - маскулинность мамы, которая дезорганизовала ролевое поведение сына. Из-за отсутствия мужской модели поведения, развилась так называемая «компенсаторная мужественность» [1, с. 124], проявлением которой являются такие качества, как агрессивность и желание перечить взрослым. Необходимо учитывать и такие факты, что мальчикам для их полноценного психического развития требуется большое личное пространство, а процесс идентификации приостанавливается в период развития самосознания (с 10 лет у мальчиков), что отражает возрастающую личностную автономию.

Причина трудностей взаимоотношений со сверстниками лежит в тесной эмоциональной близости мальчика с бабушкой в младшем дошкольном и мамой в среднем и старшем дошкольном возрасте. Костя не научился общению со сверстниками, т.к. привык, что его другом является бабушка, а лучшим другом – мама, с которыми он обсуждает все свои проблемы.

Формы работы психолога. С мамой: индивидуальное консультирование, в ходе которого были выявлены мотивационные  аспекты  гиперопеки  (страх  одиночества  с заостренной потребностью вмешиваться в личную жизнь сына); причины нежелания общения с мужчинами, формирования установки «я ни с нем не хочу делить своего сына»; разъяснена важность общения с мужчинами для его полноценной  половозрастной идентификации, были рассмотрены возможности привлечения мужчин из близкого окружения (тренер в фитнес-клубе, учитель ОБЖ в школе и др.). За основу тренингов были взяты модели адлеровского воспитания (учет потребностей сына), трансактного анализа (обучение техникам компромисса); родительской терапии, центрированной на сыне.

Таким образом, исключение образца мужественности, возможности мужского влияния на сына, воспитание его матерью в одиночку, или в полной семье, в которой нарушены взаимоотношения между родителями, искажает формирование у него правильного полового самосознания и полоролевого поведения. Психолог помогает выявить причины конфликтов в семье, нежелания мамы привлекать к воспитанию отца или референтного для мальчика лица, разрабатывает под каждую ситуацию программу воспитания, которая поможет скорректировать половозрастную идентификацию.

Список литературы:

1) Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

2) Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007.

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.